Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации

Правительство Архангельской области

Сбербанк-АСТ

zakupki.gov.ru

Форум-выставка "ГОСЗАКАЗ-ЗА честные закупки"

roseltorg.ru

Противодействие коррупции

Холмогорская резьба по кости здесь

I. Общие положения

1.1. Концепция системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг в Архангельской области на период до 2023 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты региональной политики, направленной на обеспечение совершенствования специалистами в сфере закупок профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации.

1.2. Нормативную правовую основу Концепции составляют:

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия — 2020», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (приказы Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н, 626н;

иные нормативные правовые акты Российской Федерации и документы стратегического планирования, определяющие приоритетные направления развития системы образования и отраслей экономики и социальной сферы.

1.3. Концепция предназначена для участников отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг, в том числе:

специалистов по закупкам (контрактных управляющих);

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников;

работодателей и их объединений;

социально ориентированных некоммерческих организаций;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.4. Непрерывное образование специалистов в сфере закупок является важнейшим фактором экономического роста и социально-экономического развития региона на современном этапе перехода к инновационному типу экономики страны, а также повышения просветительского уровня населения.

Непрерывное образование специалистов в сфере закупок обеспечивает возможность совершенствования ими профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни.

1.5. Непрерывное образование осуществляется через:

освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);

обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»);

индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).

 

II. Роль непрерывного образования специалистов в сфере закупок в современном обществе

2.1. Непрерывное образование специалистов в сфере закупок выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.

Профессиональная функция обеспечивает формирование у работника необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, повышение качества выполняемой им работы, приобретение человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности.

Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия работника с обществом, обеспечивает адаптацию к повышенному уровню ответственности перед гражданином и обществом, формируя функциональную грамотность человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, информационная, правовая грамотность, грамотность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей работника в профессиональной сфере, предоставляет возможность получения новой квалификации и профессионального роста.

Таким образом, непрерывное образование специалистов является одним из ключевых компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Архангельской области и Российской Федерации в целом.

2.2. Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике приводит к увеличению разрыва между квалификацией, полученной выпускниками организаций профессионального образования (в первую очередь, в части ее практической составляющей) и требованиями работодателей. В этих условиях усиливается роль институтов «корпоративного образования», деятельности кадровых служб предприятий и организаций, обучения на производстве (с помощью наставников, тьюторов, инструкторов), мероприятий по обмену опытом, профессиональных конференций и семинаров, и в целом реализации комплексных программ подготовки персонала.

В настоящее время в Российской Федерации действует система подготовки специалистов в сфере закупок, которая базируется на дополнительном профессиональном образовании, которое включает в себя повышение квалификации различной продолжительности и профессиональную переподготовку.

2.3. Эффективная подготовка по востребованным и перспективным профессиям сферы закупок требует пересмотра как содержания обучения, так и комплекса образовательных технологий, используемых системой непрерывного образования специалистов. Ответом на возрастающую потребность в обновлении знаний, умений (компетенций) и квалификаций и их возрастающие объемы становится активное внедрение современных образовательных технологий, включая электронное обучение, дистанционные и мобильные технологии.

2.4. Смена производственных технологий, компьютерных сред, стандартов требует от сотрудников, в дополнение к профессиональным компетенциям – новых, универсальных знаний и «сквозных» компетенций, позволяющих быстро адаптироваться к динамическим изменениям, критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности.

2.5. Современная система образования сталкивается с целым рядом проблем, связанных с ее отставанием от требований рынка труда и снижением конкурентоспособности выпускников. Подготовка специалистов не соответствует потребностям работодателей по содержанию, по численности обученных, по оперативности внесения изменений в требования к профессиональным компетенциям. Если раньше больше внимания уделялось изучению теоретических основ и положений, фундаментальных концепций, составляющих основу знаний по различным направлениям, то сегодня необходим переход к сознательному усвоению информации с большей ориентацией на ее дальнейшее практическое использование в профессиональной деятельности и с учетом потребностей работодателей, формирующих рынок труда и заказ на специалистов. Система образования должна быть направлена на формирование гибкой, с определенным набором ключевых компетенций, личности, способной успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях информационного общества. Одним из перспективных направлений решения этой задачи является создание системы непрерывного образования, ориентированного на потребности работодателей и опережающее развитие личности.

 

III. Цель и задачи Концепции

Цель Концепции – подготовка высококвалифицированных специалистов сферы закупок, совершенствование системы дополнительного профессионального образования работников, интеграция инновационных образовательных технологий в дополнительное профессиональное образование для обеспечения качества и эффективности закупочной деятельности.

Для достижения цели Концепции предполагается решение комплекса следующих основных задач:

расширение спектра образовательных мероприятий, предоставляемых организациями, осуществляющим образовательную деятельность, и профессиональными некоммерческими организациями, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий, электронного и дистанционного обучения, стажировок;

поддержка и развитие возможностей специалистов в сфере закупок в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности; организация мероприятий, способствующих повышению мотивации работников к систематическому обучению;

внедрение системы независимой оценки уровня квалификации работников организациями работодателей и некоммерческими профессиональными организациями.

 

IV. Основные принципы

Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:

непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности, реализующегося в профессионально-квалификационном и профессионально-должностном росте;

преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования, обеспечивающая развитие компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками, от применения самооценки в профессиональной деятельности к формированию профессиональных компетенций;

персонификация дополнительного профессионального образования, обеспечивающая возможность выбора траектории профессионального развития, выбора темпа и условий получения знаний в зависимости от индивидуальных потребностей и занимаемой должности;

информатизация образовательного процесса, связанная с широким использованием информационных технологий в процессе постоянного обмена информацией, идеями, опытом, которые доступны и создают возможность обобщать приобретаемые знания.

 

V. Основные направления реализации Концепции

Решение задач Концепции предполагает реализацию следующих основных направлений развития сферы непрерывного образования специалистов в сфере закупок:

актуализация нормативной правовой базы по вопросам непрерывного образования специалистов в сфере закупок;

обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, образовательных и научных организаций, работодателей, профессиональных некоммерческих организаций;

формирование мотивации работников к самообразованию;

внедрение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок, а также отдельных образовательных мероприятий;

привлечение к реализации образовательных программ, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, образовательных и научных организаций, а также профессиональных некоммерческих организаций;

реализация возможности выбора работниками дополнительной профессиональной программы посредством интернет-портала непрерывного образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доступ к которому обеспечивается с использованием региональной информационной системы;

обеспечение персонифицированной возможности формирования образовательной траектории и планирования образовательных мероприятий за счет предоставления доступа к дистанционным образовательным модулям, материалам научных и практических конференций, информационным материалам профессиональных некоммерческих организаций, электронным библиотекам.

Мотивация специалистов к систематическому обучению достигается за счет того, что результаты обучения будут востребованы в практической деятельности обучающегося, при этом система предоставляет возможность дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков.

В обучении обеспечивается возможность интерактивного контакта специалиста с образовательными и научными организациями и коллегами, который включает участие в профессиональных семинарах, конференциях, частное исследование, написание научных (исследовательских) работ, чтение периодики, информационный поиск, стажировку, преподавание, консультирование, экспертизу, наставничество, а элективность образовательного процесса обеспечивает свободу выбора целей, содержания, форм, методов, средств, длительности, места обучения.

 

VI. Реализация Концепции

Органы государственной власти Архангельской области учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации программ развития организации.

Основными формами координации усилий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы, а также фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.

Координация работ по реализации Концепции осуществляется контрактным агентством Архангельской области во взаимодействии с другими органами исполнительной власти региона, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными организациями.

Реализация Концепции предусматривается в 5 этапов: с 2019 по 2023 годы. В целях реализации настоящей Концепции для каждого этапа формируется соответствующий Комплекс мер:

2019 г.

Разработка Концепции системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок

 

Систематизация разработанных персонифицированных моделей повышения квалификации специалистов в сфере закупок

 

Апробация блока «Дополнительное профессиональное образование» системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок

2020 г.

Формирование целостной цифровой образовательной среды и развития дистанционных образовательных технологий; разработка контента и внедрение в учебный процесс электронного обучения.

 

Обеспечение равного доступа обучающихся к качественному образованию, включая лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

 

Разработка и апробация Блока поддержки социальных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (безработные граждане; работники предпенсионного возраста; женщины в отпуске по уходу за ребенком) системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок.

2021 г.

Разработка и апробация блока «Общее образование» (Школа) системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок.

 

Освещение вопросов профориентации в СМИ, Интернет, выпуск информационных материалов о новых конкурентоспособных профессиях в сфере закупок, о предприятиях, где они востребованы.

 

Внедрение наставничества как одной из форм системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок.

2022 г.

Проведение групповых и массовых (в том числе интерактивных) профориентационных мероприятий для студентов СПО.

 

Проведение деловых игр по популяризации закупочной деятельности для студентов СПО.

 

Разработка и апробация блока «Среднее профессиональное образование» (колледж/техникум) системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок.

2023 г.

Разработка и апробация блока «Высшее образование» (вуз) системы непрерывного образования специалистов в сфере закупок.

 

Взаимодействие с вузами города по популяризации профессии специалиста в сфере закупок через научно-исследовательскую и практическую деятельность студентов.

 

VII. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции

В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:

создание динамической системы непрерывного профессионального образования специалистов в сфере закупок, обеспечивающую систематическое повышение квалификации работников;

разработка и внедрение современных вариативных образовательных программ дополнительного профессионального образования;

внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с преподавательским составом и экспертным профессиональным сообществом;

формирование у специалистов в сфере закупок потребности в самообразовании;

повышение удовлетворенности работников качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности:

2019 год:

Формирование системной методологии дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Обеспечение индивидуализации, персонализации, доступности и эффективности дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Постепенный переход к непрерывному индивидуализированному образованию, созданию новых образовательных технологий, обеспечивающих доступность и высокий уровень знаний с целью получения соответствующих компетенций в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2020 год:

Развитие электронной информационно-образовательной среды.

Повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и построения индивидуальных траекторий обучения на основе онлайн-курсов.

Реализация образовательной, консалтинговой и экспертно-аналитической деятельности в сфере онлайн-образования и дистанционного обучения на региональном уровне.

Регулирование государственных и корпоративных закупок посредством применения перспективных технологий в условиях перехода к цифровой экономике.

Создание доступной среды для образования инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечивающей повышение качества жизни лиц данной категории путем их востребованности на рынке труда.

Разработка и внедрение социально-ориентированных программ ДПО (индивидуальных образовательных маршрутов, дистанционных блоков) и др.

2021 год:

Формирование гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования специалистов в сфере закупок (блок «Школа»).

Обеспечение доступности информации для обучающихся и их родителей о правилах выбора и востребованности профессии специалиста в сфере закупок (распространение профориентационного материала).

Ускорение процесса профессионального становления слушателей; развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности.

2022 год:

Формирование гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования специалистов в сфере закупок (блок «Колледж/техникум»).

Содействие в профессиональном самоопределении студентов СПО.

Формирование у молодежи представлений о текущей и перспективной потребности в кадрах на рынке труда, о рынке образовательных услуг.

2023 год:

Формирование гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования специалистов в сфере закупок (Блок «Вуз»).

Формирование системной методологии познания закупочной деятельности и системного мышления студентов в новых условиях экономического развития страны.

Выявление наиболее способных и подготовленных студентов, использование их интеллектуального потенциала для решения актуальных задач сферы закупок.

Подготовка кадрового резерва для сферы закупок.

Реализация Концепции к 2023 году позволит:

обеспечить доступность качественного дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок посредством распространения лучших практик инновационной образовательной деятельности, привлечения наиболее эффективных преподавателей-экспертов в сфере закупок, предоставления доступа к современным технологиям, а также совершенствования условий реализации дополнительного образования при использовании материальных, кадровых, методических ресурсов;

удовлетворить потребности обучающихся в самореализации и повышении их конкурентоспособности на основе полученных знаний и сформированных компетенций;

развивать инновационное образовательное пространство для подготовки специалистов в сфере закупок, способствующее формированию профессионального сообщества в системе государственных и муниципальных закупок;

повысить профессионализм и эффективность государственных и корпоративных закупок;

сохранить высокий уровень законности при осуществлении закупок;

повысить открытость и прозрачность закупок;

снизить коррупционные риски при проведении закупок;

повысить качество проведения закупок и исключить конфликт интересов.